Войлок (англ. felt; нем. Filz; тюркск. ajlyk – покров, покрывало) – вид непряденого текстиля из натуральной шерсти. Валяние войлока (войлоковаляние, англ. felting, нем. filzen) – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы. Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы
покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер. овцы почти не валяется, т.к. она не имеет чешуйчайтого слоя. Кроме этого – количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико – 3-5 кг, а на покрытие для юрты, например, требуется 100-120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5-6 тыс. до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака – помощница человека в пастьбе овец. Использование верховых лошадей и собак сделало возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов. античности для уплотнения войлока стало практиковаться прокатывание его между вальцами. Кое-где использовались и частично используются до сих пор своеобразные приспособления, наподобие употребляемых румынскими валяльщиками больших, сколоченных из досок воронкообразных чаш, в которых шерсть уплотняется струями завихряющегося потока воды,
облегчавшие процесс валяния. использовавшегося не только в легкой, но и в химической промышленности. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать
искусственное непряденое волокно. художественных материалов. Во время военных действий самолет Бойса был сбит над крымскими степями. Местные татары-кочевники лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию: заворачивали раненого в войлок. Этот отрезок времени стал решающим для последующей творческой карьеры художника. В своих многочисленных акциях он заворачивал в войлок предметы, сам закутывался в него. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая
энергию. необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и куклы и игрушки, светильники и предметы интерьера. Настоящими находками становятся
неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом. появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния
каждому.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |